27 июн. 2007 г.

Коллективные базы знаний

Изначально задача в статье формулировалась следующим образом: есть необходимость накопления знаний по определенной теме определенному количеству лиц, причем структура темы может иметь достаточно сложный характер (быть разветвленной). Пользователи должны работать удаленно (то есть среда передачи данных: Интернет). Доступ к накопленному массиву знаний должен быть максимально простым и удобным. Каким образом можно организовать подобную модель? Мнения прошу выражать в комментариях. После прочтения материалов на данную тему, обдумыванию комментариев в голову пришла некая концепция возможной модели коллективной базы знаний.


По-видимому, база знаний, о модели которой говорилось в предыдущем абзаце, должна представлять собой симбиоз некоторых современных информационных технологий (об этом чуть ниже), объединенных в единую структуру. Реализована данная модель должна быть на базе глобальной сети. Она должна обладать возможностью управления правами доступа для чтения / редактирования / комментирования, улучшенными возможностями поиска, возможно, иметь систему управления версиями.

Информационные технологии, которые необходимо объединить для достижения поставленных целей:
1. Блог: для публикации статей и опыта экспертов с возможностью его комментирования.
2. Wikipedia: для публикации документов, дополнительной справочной информации и т.п.
3. Форум (либо конференции) для обсуждения текущих вопросов пользователей.
4. IM-система (по всей вероятности Jabber) для online общения, как в частном, так и в коллективном масштабе.

Возможна интеграция и с другими системами, такими как VOIP, видеосвязь, средства коллективной работы с документами (помимо Wiki) и др.

На сегодняшний момент такая модель была бы способна обеспечить выполнение поставленной в первом абзаце задачи. Однако остаются открытыми и некоторые другие вопросы частного характера:

1. Технологические вопросы (степень интеграции разнородных технологий, база (конкретные реализации выбранных технологий и т.д.).
2. Социальные (вовлеченных людей необходимо научить пользоваться технологиями и т.д.).
3. Технические (необходимо наличие соответствующих технических возможностей, в первую очередь, каналов связи и оборудования)).
4. Другие.

Любые комментарии приветствуются...


6 комментариев:

  1. Спасибо - не плохо. Мне в первую очередь при постановке подобной задачи в голову пришли WIKI и коллективный блог на TXP, к примеру, или на любой другой платформе. WIKI - меньше подходит от того, что она нацелена на отдельные термины (определения) и на ней сложнее развернуть дискуссию, хотя, возможно, я еще слабо разобрался в ее возможностях... А вот НПЖ понравилась. Попробую посмотреть на систему поглубже... Может еще есть идеи. Делитесь - не стесняйтесь.

    ОтветитьУдалить
  2. Гляньте, как у меня dokuwiki настроена. Возможно то что нужно.

    ОтветитьУдалить
  3. Немного конкретизирую задачу. К примеру, правительство одной небольшой страны озаботилось решением проблемы, ну скажем, терроризма... Собрали все заинтересованные ведомства и постановили: Создать информационную систему взаимодействия, позволяющую иметь всем заинтересованным лицам доступ к накопившейся информации по проблеме, добавлять новую информацию, исходя из развития ситуации вокруг проблемы, удалять уже устаревшую или корректировать ее. Выдвинули некоторые требования к данной информационной системе и назвали ее "База знаний решения проблемы терроризма одной маленькой страны" :-) . Общие требования такие: знания должны быть доступны круглосуточно из любой точки мира, поиск по системе должен быть быстрым. Обобщая: знания должны быть представлены в актуальном виде, доступном для отслеживания заинтересованными лицами. Конечно, возможно, я все это загнул, но такая схема была бы полезна и для любой организации, а не только для правительства маленькой страны :-). Цель стоит в том, чтобы подобрать модель, удовлетворяющую поставленной задачи, то есть адаптировать нечто из уже имеющихся информационных технологий, либо придумать новую модель...

    Мне в голову, в первую очередь пришел коллективный блог. И вот почему: информация выстраивается в порядке появления, то есть сразу видна актуальная информация, кроме того, доступен RSS, а значит - все желающие могут получать информацию об обновлениях. Однако, к сожалению, блог - это куча статей - мало структуры. Wiki - подходит для написания статичного материала. И обсуждение во всех этих системах затеять проблематично... Может быть, интересна была бы интеграция, типа НПЖ, но это теперь надо смотреть...
    А еще больше - хотелось бы услышать идеи по этому поводу, пускай даже безотносительно технологий.

    ОтветитьУдалить
  4. а если на основе форума? встречал сайты, основанные на движке форума, это может быть любопытно. К сожалению, сейчас пример привести не могу

    ОтветитьУдалить
  5. С технической стороной вопроса скоро станет проще :-)

    Министр информационных технологий и связи Леонид Рейман заявил, что после реализации инициатив по информатизации школ, развертыванию пунктов коллективного доступа и установке универсальных таксофонов в населенных пунктах страны Минсвязи приступит к реализации следующего этапа программы развития универсальных услуг связи. Этим новым этапом станет программа "Интернет для каждой семьи", реализация которой должна начаться уже в 2009 г.

    Источник здесь.

    ОтветитьУдалить