2 мар. 2007 г.

Создание и использование информационных средств обучения

Учебное издание
Авторы:
Изергин Николай Донатович
Кудряшов Алексей Александрович
Руднев Андрей Юрьевич
Тегин Владилен Александрович


Содержание

Введение
Часть 1. Методические проблемы создания электронных средств обучения
1.1. Развитие информационной культуры как одна из основных целей обучения
1.2. Методические проблемы развития информационной культуры
1.3. О практике обучения в современных условиях
Часть 2. Внедрение и использование электронных учебных изданий
2.1. Электронное учебное издание, его разновидности
2.2. Обоснование важности и необходимости создания электронных учебных изданий
2.3. Существующие наработки в сфере создания электронных учебных изданий, классификация ЭУИ
2.4. Основные требования, предъявляемые к электронным учебным изданиям
2.5. Технологии создания электронного учебного издания
2.6. Основные преимущества электронных учебных изданий
2.7. Недостатки электронных учебных изданий и проблемы их использования
2.8. Методика создания электронного учебного издания
Часть 3. Создание электронного учебного издания
3.1. Планирование работы над электронным учебным изданием
3.2. Формулирование требований к электронным учебным изданиям
3.3. Выбор технологических средств воплощения ЭУИ
3.4. Реализация создания ЭУИ. Менеджмент процесса реализации электронных учебных изданий
3.5. Расчет стоимости создания электронного учебного издания
Часть 4. Рекомендации для лиц, проводящих продолжительное время за компьютером
4.1. Компьютерный зрительный синдром
4.2. Эффекты нестабильности изображения
Часть 5. Организация работы системы информационного обеспечения учебного заведения в современных условиях
Часть 6. Будущее образовательных систем. Создание и использование баз знаний в образовании
Заключение
Литература
Приложение - Проект стандарта образовательного предприятия
Список сокращений
Словарь


Введение

Век, в который мы живем, уже назван веком доминирования информационных технологий во всех сферах деятельности человека. Информационной считается, прежде всего, такая технология, в которой предметом труда является информационный продукт, а орудием труда — средства электронно-вычислительной техники и связи. В перспективе развитие информационных технологий позволит реализовать главный закон жизни и деятельности человека — закон экономии времени.

Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующими видами деятельности в сфере общественного производства становятся сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые с помощью современных средств компьютерной техники, а также разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общественной жизни обеспечивает:

• активное использование постоянно растущего интеллектуального потенциала общества,
• интеграцию информационных технологий с научными и производственными технологиями, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности;
• высокий уровень информационного обслуживания, обеспечение доступа любого члена общества к источникам достоверной информации.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования.

Основная проблема образовательного процесса – медленное и недостаточно эффективное освоение информационных технологий. Это накладывает негативный отпечаток на качество подготовки будущих специалистов. Особенно это касается динамично изменяющихся специальностей, таких как инновационный, финансовый, стратегический, информационный менеджмент, управление персоналом, денежное обращение и кредит, юриспруденция. Этот список можно продолжить, включив в него все дисциплины, обновление которых не останавливается ни на минуту. Внедрение информационных технологий в процесс обучения может открыть очень широкие возможности, как для учителей, так и для обучаемых.

Информационная технология (ИТ) — технология, использующая совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления и обработки информации на базе программно - аппаратного обеспечения для решения управленческих задач объекта.

Образовательный процесс сегодня должен базироваться, прежде всего, на применении информационных технологий, которые позволили бы «оттянуть» на себя большую часть рутинной работы и высвободить дополнительное время на разбор сложных или специфических моментов той или иной дисциплины, разгрузить преподавателей и учащихся, дав пространство для «свободного полета мысли» в рамках изучаемого предмета. Кроме того, это позволило бы внести творческий элемент в образовательный процесс, повысить скорость усвоения учебного материала и его качество, что может быть весьма полезно при современных тенденциях развития дистанционного обучения, обучения без отрыва от рабочего места и других форм быстрого освоения предметной области.

Во всех сферах жизнедеятельности информационные технологии все в большей степени определяют развитие современного мира. И образование, конечно, не исключение. Зачастую сегодня, когда говорят об информатизации образования, имеют в виду насыщение учебных заведений вычислительной техникой и средствами телекоммуникаций, доступ учебных центров к глобальным информационным сетям. Безусловно, эти процессы важны, и их нельзя недооценивать. Без их осуществления невозможна реализация полноценного процесса обучения и управления им, но на восприятие учебного материала данные факторы влияют только косвенно.

Первостепенное же влияние на процесс восприятия информации и степень ее усвоения оказывает то, каким образом она представлена, насколько легко и естественно для человека понять то, что до него пытаются донести. Чем проще человеку понять смысл одной из дисциплин, тем больше времени у него остается на освоение смежных дисциплин. Информационные технологии в этом плане имеют практически безграничные возможности. Применение их в учебном процессе уже сегодня позволяет задействовать основные органы чувств и центры восприятия человека, а в скором будущем позволят задействовать все такие центры.

Для управления процессом восприятия человека, процессом образования, сокращения дистанции между учащимся и преподавателем, снятия барьеров между обучаемым и дисциплиной уже существует достаточно надежный, потенциально мощный и эффективный инструмент – информационные технологии.

Менеджмент системы информационного обеспечения в современном учебном заведении, опирающийся на современные информационные технологии, позволяет улучшить контроль процесса обучения, мотивировать студентов к освоению нового материала, привить им основы самодисциплины, а также более адресно координировать усилия учащихся в процессе их творческого познания.

В период всеобщей информатизации для решения проблемы совершенствования системы обучения. Приоритетной задачей информатизации образования является создание и внедрение электронных учебных пособий и других информационных систем обучения.

Применение открытых информационных систем, рассчитанных на полное использование массива информации, доступной обществу в данный момент, должно позволить усовершенствовать механизмы управления образованием, способствовать его гуманизации и демократизации, повысить уровень благосостояния людей. Процессы, происходящие при информатизации общества, не только способствуют ускорению научно–технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и позволяют создавать качественно новую информационную среду, обеспечивающую развитие творческого потенциала индивида.

Информатизация образования делает возможным:
• совершенствование механизмов управления системой образования на основе использования автоматизированных банков данных научно–педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;
• совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения, соответствующих задачам развития личности обучаемого в условиях информатизации общества;
• создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно–учебную, экспериментально – исследовательскую и другие виды деятельности в сфере обработки информации;
• создание и использование компьютерных тестирующих, диагностирующих, контролирующих и оценивающих систем.
При написании книги авторы преследовали несколько основных целей:
• проанализировать основные подходы к разработке электронных средств обучения и их использование в образовательном процессе;
• показать основные преимущества и недостатки электронных учебных изданий, имеющихся на сегодняшний день;
• разработать авторскую методику создания электронного учебного пособия;
• систематизировать требования, предъявляемые к информационным системам, применяемым в процессе обучения;
• рассмотреть принципы управления системой восприятия учащихся с использованием электронных средств обучения;
• произвести обоснованный выбор технологий создания эффективных, функционально полных, но не требовательных к ресурсам электронных учебных изданий (ЭУИ);
• показать методику проведения расчетов стоимости проекта создания ЭУИ и его окупаемости;
• разработать предложений по организации системы информационного обеспечения процесса обучения в учебном заведении.

Ссылки на закачку полного варианта книги:

http://www.activizator.narod.ru/INF_SR_OB2006.pdf
http://www.e-tutorial.nm.ru/INF_SR_OB2006.pdf


Комментариев нет:

Отправить комментарий