15 дек. 2006 г.

Когнитивный подход: применение ИТ в управлении (введение)




Современные организации ежедневно сталкиваются с огромным количеством проблем. А как решаются эти проблемы?! К сожалению, до сих пор нет даже теории, согласно которой можно было бы упростить решение возникающих проблем на всех уровнях управления и руководителям приходится решать проблемы по старинке..., по привычке и т.д., но никак не на основе научного подхода. Однако такой подход есть, хотя он еще не до конца разработан... Но его уже можно применять в управленческой практике.




Современное общество в результате своего развития сегодня встало на такую ступень эволюции, когда получило способность влиять на окружающую его среду. Человек стал не только адаптироваться к природе, но и видоизменять ее в соответствии со своими потребностями. Необдуманное вмешательство в законы мироздания в настоящем и прошлом породили целый комплекс проблем, которые грозят уничтожением всей экосистеме. Поэтому диапазон некомпетентного непрофессионального вмешательства человека в окружающую среду сужается с каждым днем.

Возникло огромное количество социальных проблем, имеющих не меньшее значение, чем обозначенные. Это проблемы здравоохранения, терроризма, наркомании, безопасности, многие другие. Однако несмотря на обилие и разнообразие проблем, во всем мире до сих пор отсутствует общепринятое определение социальной проблемы, а также универсальные научные методы их решения.

Различные проблемы характерны не только для уже обозначенных сфер. Ежедневно перед миллионами социальных организаций, к которым, кстати, относятся не только коммерческие и некоммерческие предприятия, но и общины, поселения, города, партии, общества и все человечество встает огромное количество проблем.

При переходе организаций на международную арену возникают проблемы координации, связи, встают вопросы безопасности, появляются другие проблемы. Да уже и на привычных предприятиях при усложнившейся рыночной конъюнктуре становится недостаточно традиционных способов решения проблем. Важно находить новые пути преодоления трудностей, так как в процессе управления организацией ее руководители выявляют и решают проблемы на субъективной, а не на профессиональной основе, что заметно снижает эффективность управления. И наука не стоит на месте. Постоянно развиваются технологии управления, учитывающие современную специфику.

Одним из наиболее перспективных направлений современной управленческой мысли является, по-видимому, ориентация на решение возникающих проблем на основе знаний. Ведь знания – это, прежде всего, информация, позволяющая решать проблемы.

А наиболее передовой технологией управления на основе знаний является когнитивное управление, то есть управление, основанное на проблемных знаниях.

Его суть сводится к тому, что выявление и решение проблем организации осуществляется на основе внутреннего и внешнего опыта организации, специалистов (экспертов), а также других лиц (носителей знаний).

Однако есть у этого подхода и некоторые узкие места. В частности не разработан пока инструментарий практического воплощения когнитивного подхода в реально действующие социальные организации.

В принципе, инструменты, отвечающие запросам когнитивного управления созданы и функционируют уже достаточно давно. Однако они, к сожалению, не адаптированы к его целям.

Основной опорой когнитивного подхода могут стать базы знаний, адаптированные для проблемно-ориентированного подхода: проблемно-ориентированные базы знаний (ПОБЗ) или базы проблемных знаний (БПЗ). Они содержат необходимые для решения проблем знания в актуальном виде. К этим знаниям предъявляется большое количество и иных требований, помимо актуальности.

Для выполнения этих требований была разработана другая теория, называемая управление знаниями. Ее основная цель заключается в организации эффективных потоков знаний в организации, поддержание сохранности и актуальности знаний.

Таким образом, мы видим, что решение проблем социальных организаций задача не только актуальная, но и вполне выполнимая.

Используя наработки когнитивного (проблемно-ориентированного) подхода в управлении совместно с достижениями современных информационных технологий (базы знаний) и наработок теории управления знаниями можно получить универсальный (вне зависимости от масштабов организации) инструмент решения возникающих проблем, а в перспективе и инструмент их предупреждения.


Продолжение статьи в html формате можно найти на http://tutor.adviserjournal.com/?page=Kognitivnyj_podkhod_primenenie_I_1

Полную версию статьи можно скачать в формате PDF по адресу: http://activizator.narod.ru/tema.pdf


1 комментарий:

  1. Выложил так же статью по адресу:

    http://www.e-tutorial.nm.ru/tema.pdf

    Качайте - читайте целиком!

    При использовании материалов обязательно указывайте ссылку на блог!

    ОтветитьУдалить